Встали утром мы не рано. Видимо магическое влияние слов все-таки сделало свое дело — мы долго ехали-ахали и наконец приехали в Казахстан. И, несмотря на то, что нам еще до нашей точки надо было пересечь половину этого самого Казахстана, но мы уже приехали. Потому подъем был весьма поздний, завтрак основательный, с обязательной чашкой кофе. Ведь как это здорово, когда по утру не надо кутаться во все доступные теплые вещи!
Собрав машину, мы оглядели окрестности. Деревьев и озера, которые мы так интенсивно вчера искали мы естественно не нашли. Вокруг было ровное поле. Благо поле было безлюдное, поэтому ничто не мешало «лесным людям» постепенно привыкать к таким открытым пространствам.
Немного попривыкнув и сверив планы с картами двинули в путь.
Возвращаясь на основное шоссе, с которого мы отмахали вчера в ночи километров прилично, в очередной раз убедились, что если судьба нас сводит с маршрута в сторону, то это не просто так. К примеру в этот раз судьба дала нам возможность насладиться двухцветным полем в утренних лучах.
Для меня это было весьма необычно — видеть такой, насыщенный жизнью и яркими красками Казахстан. В нашей предыдущей поездке по этой стране он мне запомнился совершенно другим.
И вообще было ощущение, что кто-то просто упростил реальность: убрал рельеф, раскрасил поля в 3 состояния: поле вспахано, поле зеленое, поле желтое — прям как в какой-то игрушке про ферму. Вот только на дорогу автор явно не поскупился деталей — ям было много, они были друг на друга не похожи и все индивидуальны. Потому, чтобы держать хоть какой-то божеский темп приходилось бедной подвеске работать от отбоя до отбоя.Ну и конечно же всю эту полевую красоту не могли не венчать, так любимые моей женой, лошадки.
Лошадок будет у нас по пути еще много. Я конечно постараюсь лимитировать их количество в своих записках о Казахстане, но их все равно будет еще Очень много. Ибо из сказки слов не выкинешь
Так о чем это я? Ах да, о Казахстане. Итак, сделав миллион фоток жующих лошадок, мы все-таки двинули в сторону намеченной нами цели. Выехали на шоссе прям на посту ДПС. Нас естественно сразу же радушно приняли и долго выясняли от куда мы такие красивые с утра едем из поля рядом с границей.
Попрощавшись с расстроенными присутствием у нас всех не обходимых документов ДПСниками мы двинули в сторону города Костанай. Дорога была просто восхитительная и мы уже предвкушали, что не смотря на поздний старт мы сейчас как поедем и как дадим километров под тысячу до вечера! Но судьба была против такого легкомысленного отношения к красотам Северного Казахстана, а потому, как обычно добавила нам немного приключений. Приключения, как всегда складываются из мелочей. К примеру в данном случае мы свернули с трассы в город, при объезде Костаная. Нам надо было поменять денег на местные. Кстати на правах рекламы, могу сказать, что лучший курс рубли-тенге в отделениях сбербанка. При чем самый лучший курс — если снимать тенге с рублевой карты в банкомате. Ну да о приключениях. Чтобы найти обменник мы заехали в самый центр города, там же за одно и вкусной самсы набрали на рынке. Заодно и заправились, а то ехать по Казахстану на солярке, залитой еще в Костроме уже не позволяла совесть. Да и жаба квакала, говоря, что в Костроме можно было меньше заливать — в Казахстане-то почти в два раза дешевле! И выехали из города уже не на то шоссе.
То есть не совсем не то. Там их из Костаная в Астану идет два — новое, отремонтированное и старое… но живописное. При этом все карты, которые у нас были, кроме гугла, выделяли жирненьким именно новое шоссе. Ну и как вы понимаете ехали мы естественно по гуглу. Поэтому нас ожидало вереди около 400 км живописи.
По началу дорога была очень даже ничего. Сравнима пожалуй с дорогой от Костромы до Кирова.
По началу дорога особо не беспокоила. Вела нас через интересные редкие села. С дивными гигантскими постройками.
Иногда привлекала к нам какую-нибудь неведомую птичку, чтобы украсить нам кадр.
Иногда даже радовала свежим, только что положенными кусками асфальта.
Но все равно в целом дорога становилась все хуже и хуже. И продвижение по ней становилось все медленней и медленней.
Через какое-то время дорога начала заставлять меня все чаще и чаще переключаться уже на вторую передачу. Потому, когда жена предложила свернуть в отворотку в поле, я уже не сопротивлялся. Да и потом, если время есть, то почему бы и не срезать.
А за отвороткой оказались бескрайние поля золотистой пшеницы.
Пожалуй таких полей я доселе не видал. Она была повсюду, куда не кинешь взгляд.
И колоски все как на подбор.
Просто пройти мимо такого места мы не могли и конечно же остановились на пол часика. И сделали несколько снимков себе на память.
Мы тогда еще не знали, что по этим полям, нам предстоит ехать не час и не два. Карта показывала, что до возвращения до основного шоссе нам надо пройти около 150 км таких полей по прямой. Сама же полевая дорога становиться прямой никак не хотела. Она озорно петляла между полей, видимо проложенная еще весной при засеве, как было нужно сельхоз технике колхоза, которому принадлежало данные поля.
С дорогой петляли и мы, подчас набирая скорость до 100-120 км/ч и игриво входя в занос на каждом повороте.
Иногда вылетали на околицу уже собранных и перепаханных полей. В таком случае приходилось не сбавляя скорости прокладывать по кромке новую дорогу в нужном направлении, озорно раскидывая вокруг себя и щелкая по подкрылкам дробью свежих кусков жирной богатой земли. И что-то мне подсказывало, что если бы я в этот момент для чего-то остановился, то тронуться снова в путь было бы уже проблематично. А потому скакать по полям приходилось довольно динамично, но до глубины души радостно, как ребенку.
В итоге, пролетев по полям положенный нам километраж и мысленно сдав зачет по ралли рейду и наигравшись в волю мы вывалились под вечер на основную трассу. Борта машины при этом изменили окрас в «марисанский». По моему не хуже любого раптора смотрится!
Новая трасса конечно хороша. Скоростная и прямая как стрела. Правда и машин на ней много. И к укромным местам она не приближается ближе, чем на расстояние выстрела.
А тем временем вечерело, еще и дожди начали поливать, обильно орошая окрестности, некоторые из которых в ближайшей перспективе должны были стать нашей стоянкой. Что не могло не тревожить, и даже показавшаяся из кустов радуга, уже не особо-то поднимала настроение.
Но мы не отчаивались и как всегда начали искать виртуальный лес с виртуальным озером. Нашли, по карте естественно. Свернули с трассы в сторону леса. А поля-то дождичком хорошо смазало. Проехали метров 200 и встали. Буксуем между кочек. Хорошо что резина шоссейная — она не едет, но и копать ей нечем. Выехали с раскачки. Спустились. Дошли до «точки». Вместо леса и озера — поле и грязь, налипающая на ботинки. Делать нечего, такая стоянка нам не по душе. Развернулись и доехали обратно до трассы. Накачали колеса героическим малышом — Беркутом -17. Как вы понимаете времени на это потратили прилично. Пошли дальше по трассе и просто искали глазами какое-нибудь «лесное» место. Пару раз еще сворачивали, но ничего путного не нашли. В итоге увидели в поле лесок, к которому шла старая, разбитая бетонка. Подъехали к нему — оказался яблоневый сад, старый, но еще судя по всему обитаемый. Беспокоить сторожей не стали — обратили внимание недалеко от сада шла просека. Доехали до нее просто по заброшенному, заросшему травой по пояс полю. Там уже почти в темноте и обосновались.
В просеке было темно и уютно. Опробовали наш походный душ — это подняло настроение. Потом откупорили последнюю бутылочку вина, что вообще восстановило равновесие душевного спокойствия. Потому спать не спешили, сидели и обсуждали прошедший день, строили планы на день завтрашний и любовались из под крон деревьев на ночное небо.
Утром же тронулись дальше в сторону Астаны. Добрались до столицы Казахстана довольно быстро. Заезжать в центр не хотелось, т.к. уже очень хотелось в горы, а не на центральные площади, потому обошли город по кольцевой, да свернули в сторону Павлодара.
Тут-то нас и поджидали неожиданности.
Во-первых вся дорога от Астаны до Павлодара в этом году реконструировалась. Именно реконструировалась. Т.е. старую дорогу решили похоронить, а рядом проложить новую. Причем сразу по всему протяжению этой дороги. А это 400 с лишним километров знаков «ведутся дорожные работы» и ограничение скорости в 50, а иногда и 30 км/ч. Добавьте к этому постоянные объезды, съезды в степь на местах, где строятся мосты. Для красоты еще стоит добавить тысячи едениц грузовой самосвальной техники весьма неухоженного вида, которые снуют туда-сюда для отсылки дороги. На грузовиках банально отсутсвовали брызговики, поэтому из под их колес постоянно летела шрапнель из камней. В общем ну очень живописная дорога. Понятно, что держать 400 км скорость 50 км/ч это живодерство и местные нарушают как могут. Естественно это не могло не привлечь предприимчивых ГАИшников.
Венцом радостных эмоций стало прохождение перекрестка дорог Астаны и Караганды. Там стоит пост ГАИ. На этом посту стоит пузатый гаишник, который стоя где-то там в тени, а не на краю дороги машет своей волшебной палочкой и тормозит почти все авто. Остановил и нас. Вот тут-то мы и поняли, что до сих пор нам с Казахскими ГАИшниками очень везло. А предприимчивый выглядит так:
Останавливает ваше авто и 5 минут к нему не подходит. Потом с ленцой подходит и долго его осматривает со всех ракурсов. Просит документы. И начинает тыкать пальцем в различные части авто. После чего вы должны ему доказать, что эта деталь штатная. С брусом было совсем тяжело — ну никак он не мог поверить, что это с завода так. Так же не забудьте доказать, что на годовалое авто диагностическая карта не оформляется. В итоге разговора, длительностью минут в 15, выносится вердикт — у вас телефон на присоске к лобовому стеклу, у них так нельзя, штраф очень много тенге. Далее происходит изымание документов и получасовое ожидание. Потом вас приглашают в будку и объясняют, что у вас изымают СТС и выдают квитанцию на оплату штрафа. Оплатить его можно в населенном пункте в 50 км от поста. Потом необходимо с чеком вернуться и тогда можно будет получить обратно СТС и продолжить путешествие. Далее происходит торг. Совсем неприспособленные люди просто отдают всю сумму штрафа на руки, чтобы не тратить два часа времени на беганье с бумажками. Более опытные путешественники спокойно договариваются на 50% от суммы штрафа. Так тогда договорились и мы. К концу нашего путешествия мы стали совсем прошаренными и без особого труда доходили до четверти, а то и до пятой части от штрафа.
Вот такая вот Азия. Поэтому мы с женой ничего за большую часть этого дня так и не сняли. Предпочитая свою смену «отдыха» спокойно спать на штурманском месте. Зато неплохо выспались.
Ну да не стоит концентрироваться на плохих эмоциях. Поэтому мы, обмыв все косточки блюстителям правопорядка, начали опять смотреть по сторонам. Благо нескончаемый ремонт скоро закончился и путь продолжился по вполне сносной дороге.
Погода тоже радовала. Тучки разбегались позволяя насладиться видами на первые холмы. Первому из них мы довольно сильно радовались — все же едем уже давно и хотелось увидеть горы.
Опять стали попадаться на дороги деревушки, а где деревушки там и лошадки, что не могло не радовать мою супругу.
К концу этого горе дня мы смогли доползти до Павлодара.
Пересекаем реку Иртыш. Мы с ней еще не раз увидимся.
А это я не знаю что. Но стоит оно прям на въезде в город, прям на холме у дороги, как грозный блокпост. При этом похоже на ЦУП в аэропорте. Как будто кто-то хотел сажать самолеты прям на шоссе. Ну или на реку.
Путь за весь ходовой день, конечно не впечатлял, а «великая Казахская стройка» сильно утомила. Несмотря на то, что мы планировали в этот день быть в Усть-Каменогорске, до него было еще как до Китая. Поэтому пройдя Павлодар решили не гнать до победного, а встать на ночевку. Заодно и апробировали адаптированный под Казахстан способ поиска места ночевки. Мы просто ехали по трассе до момента, когда начинался закат, благо в степи солнце как на ладони. После чего взглядом искали вдоль дороги естественное укрытие. В нашем случае тогда это были кусты какого-то орешника, посаженные вдоль трассы. Сворачивали к ним, проехали по полю вдоль них, чтобы дорога не маячила перед взглядом и фуры не грохотали у уха. После чего находили место, куда можно было приткнуть машину и вставали лагерем. Понадобилось нам на это минут 15 от силы — прогресс налицо. После чего приятный ужин, любование луной, которая наконец-то выползла к нам и крепкий теплый сон.
А утром все, как с чистого листа. Погода радовала — пришло лето. Стало жарко, прям вот очень по летнему. Быстро дорулили до Семей казалось за пару минут. Мост там в центре, прям как в фильме едешь каком-то.
При этом весь частный сектор города — вполне себе милые русские домики. Не было бы вокруг надписей на Казахском легко можно было подумать, что едешь по России.
«Колик ЖУУ», «Дукен» и «Конак УЙ»(Автомойка, Магазин и Гостинница) пожалуй самые нужные казахские слова для автотуриста. Вообще казахский язык по надписям учится очень даже не сложно. Мне кажется, что я к концу поездки уже даже знал все главные лозунги страны. На мосту сверху вроде написано «Сильная страна — сильный президент», ну или что-то такое же советское.
И снова пересекли Иртыш. Сразу видно, что река эта в этом городе «не для галочки».
А после городка Семей, мы свернули с основной трассы и ушли на второстепенную дорогу до Усть-Каменогорска.
Дорога ехалась легко. К тому же то тут, то там начали появляться явные признаки, что горы близко.
То вздымались из земли спины исполинских драконов, которые уснули тут когда-то.
То вдруг мы оказывались посреди американского дикого запада.
И как я уже не раз убеждался — приятная дорога, она и пролетает легче.
Вот и мы, казалось, только стартонув от Павлодара уже вкатились в пригород Усть-Каменогорска и, пересеча в очередной раз реку Иртыш, оказались в центре города.
Усть-Каменогорск
Первым делом мы забрали без каких либо осложнений наши заказанные заранее в турфирме пропуска в погранзону Восточно-Казахстанской области, которые нам пригодятся позднее. Спасибо девушке из турфирмы все было четко и без каких-либо проблем. Все бы так хорошо работали и жили бы в другой стране.
После чего наконец-то организовали себе связь в виде местной симки с интернетом в планшет. Оглянув в этом новоприобретенном интернете список местных гостиниц решили воспользоваться простым правилом: если на поствоветском пространстве вы оказались в незнакомом городе и ищите где быстро остановиться — заезжайте в гостинницу с названием города. Да будет совок. Да не самая дешевая. Но и не самая дорогая, при том вполне достаточного для усталого путника комфортом. И что самое важное — там скорее всего будет парковка и свободные номера. Так что вопрос с размещением можно будет решить минут за 15, а не колесить по всему городу. В общем, как вы понимаете, вопрос с размещением мы решили весьма быстро и остались довольны.
С превеликим удовольствием помывшись и одев чистую, пахнущую свежестью одежду мырешили, что наш пикап достоин не меньшего. Поэтому следующим шагом был поиск мойки. Тут было все не так просто, как с гостиницей. Одноименной городу мойки гугл нам не выдал. К тому же уже вечерело и мойки стали закрываться. Однако спустя пол часа наши поиски были вознаграждены. Мойку мы нашли и сдали машину на тотальную стирку всего, кроме пожалуй багажника, т.к. все вещи от туда разгружать пришлось бы до утра.
Пока машина мылась, я наслаждался вечерним бризом в колоритной комнате отдыха, где и написал скромное сообщение в интернет «Мы добрались до Усть-Каменогорска».
Тут думаю стоит сделать небольшой отступ от повествования. Дело в том, что перед поездкой, когда мы планировали наш маршрут я ходил по разным тематическим сайтам в сети, показывал свой набросок по маршруту и спрашивал у людей реально ли так проехать и есть ли какие-нибудь подводные камни — в общем вполне нормальная практика для путешественников. Удивило меня тогда множество предложений от людей с разных городов Казахстана «звони как будешь проезжать, приглашу в гости, покажу город». В том числе и из Усть-Каменогоска. К моему стыду большинство из них мы провафлили, так как у нас не было связи. В Усть-Каменогорске она все же появилась, поэтому я и написал, хотя если честно вряд ли рассчитывал, что кто-то в четверг вечером откликнется, бросит свои дела и поедет нам показывать город. Но зря я так думал. Усть-Кменогорск это вам не какая-нибудь Москва, где люди в большинстве своем зашорены на ежедневном жизненном цикле по зарабатыванию денег «Дом-метро-работа-матро-дом». Стоило мне написать неприметное, как мне казалось, сообщение, как через минут 10 Андрей вышел на связь, а через пол часа ярко красный трехдверный Прадик, управляемый его прекрасной супругой и с Андреем на пассажирском сиденье уже красовался на парковке нашей гостиницы. И спустя считанные мгновения нас уже стремительно повезли на экскурсию по городу. На город правда уже опустилась густая ночь, но наших экскусоводов это не поставило в тупик. И немного посовещавшись было решено показать москвичам, тобиш нам, город с высоты птичьего полета.
И вот адская колесница уже мчит на всех дизельных парах в темноте куда-то вертикально вверх, в горы, не забыв перед этим «для настроения» заехать в местный магазинчик за пивом. И спустя несколько минут, мыстоим где-то на высоте Останкинской башни, над нашими головами развивается гигантский флаг Казахстана, а перед нами красивый ночной город.
Такой вид, свежий степной воздух, местное пиво и хорошая компания. Если честно я завис бы там до утра. Теперь, когда я пишу эти строки я даже жалею немного, что так и не сделал.
Очень хотелось посмотреть, как этот город встречает рассвет. Сделать таймлапс. Жаль я этого делать не умею, но никогда не поздно приехать туда еще раз учиться. Но в тот момент мы сильно замерзли. Все-таки воздух хоть и степной, но был весьма холодный, при этом по степному «дуло». Поэтому руки уже замерзали и подсказывали, что хорошо бы сесть обратно в теплый прадик. Так мы и сделали. Оседлали резвого коня и поехали вниз, там посидели в прекрасной китайской кафешке, потом нас повозили по разным районам города, в том числе и на местную «Рублевку». Правда она была несколько плохо освещена, видимо, чтобы не бросаться в глаза, потому через за тонированные задние стекла Прадика вообще было трудно что-то разобрать, не то, что сфотографировать. Потому поколесив по городу еще пару часов и вдоволь пообщавшись нас отвезли обратно в гостиницу, где мы практически сразу повалились спать — усталость с дальней дороги и выработанный ритм сна сразу после захода солнца дали о себе знать.На следующий день мы возместили недостаток видов на архитектуру города сполна, но об этом в следующей части.